Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Поздравляем Бориса Максимовича Фирсова с днем рождения!
Поздравляем Бориса Максимовича Фирсова с днем рождения!
24.06.2021 21:00

22 июня 2021 г. создателю и первому ректору Европейского Университета в Санкт-Петербурге, профессору Борису Максимовичу Фирсову исполнилось 92 года. Незадолго до этого памятного дня в серии ЖЗЛ вышла книга Валерия Выжутовича «Борис Фирсов».

Санкт-Петербургская ассоциация социологов поздравляет Б.М.Фирсова с днем рождения и с таким уникальным событием, как выход в свет книги о его жизни и творчестве. Желаем Вам, дорогой Борис Максимович, здоровья и новых творческих достижений. 

Борис Докторов

 

Борис Фирсов  ...в жизни, и в книге

 

С этим текстом я планировал выступить на чествовании Бориса Максимовича Фирсова по случаю его 92-летия, кооторое состоялось 22 июня в Европейском Университете в Петербурге. Но выступление Фирсова моментально создало в аудитории такую неформальную, дружескую обстановку, что пришлось отказаться от задуманного плана выступления и удариться в воспоминания. Но сначала я прочитал то, что было исходно предусмотрено.

На моем экземпляре книги Б.М.Фирсова «Телевидение глазами социолога» (1971 г.) есть дорогие мне слова автора: «Борису Зусмановичу Докторову с надеждой на вечное подчеркнуто Б.М.), сотрудничество в областях, представляющих общий интерес. 12 марта 1972 г.». Так что кусочек вечности в полвека – позади. Однако вечность – неисчерпаема.

Уникальность и возвышенность названной встречи друзей придавал тот факт, что недавно в серии «Жизнь замечательных людей» увидела свет книга Валерия Выжутовича «Борис Фирсов». Содержание книги – биография Фирсова – в целом мне знакомо, но я погружаюсь в нее с интересом и чувством радости. Перелистывая ее, смотря фотографии, я продолжаю наш с Фирсовым реальныeи мысленныeмноголетниeдиалоги...

Серия ЖЗЛ имеет свои многолетние традиции, они задавали автору многое в организации материала и в языке повествования. А для обсуждения книги – это рамки, в которых следует вести разговор о ней. В моем понимании, любая книга серии ЖЗЛ должна решать следующую двуединую задачу. Познакомить читателя с биографией героя и показать, что он принадлежит к разряду «Замечательных людей». Выжутович уже в самом начале книги сказал о своем герое так: «Фирсов вписан в контекст русского XXвека. Вне этого контекста его судьбу нельзя ни объяснить, ни понять. Прикоснувшись к этой судьбе, бросим прощальный, исполненный благодарности взгляд на русскую интеллигенцию. Она исчезает, уходит за исторический горизонт. Герой книги – один из последних ее представителей». Мне кажется это авторское утверждение верным и многое объясняющим в выборе героя книги.

В моем понимании, автору удалось рассказать о герое книги и показать, что он - «замечательный человек». И Европейский университет в Петербурге, созданный Фирсовым, и вся его жизнь – уникальные элементы петербургской / ленинградской культуры. То, что я называю «Феноменом Фирсова», прежде всего коренится в его встроенности в культуру города, а, с другой стороны, в том, что он внес в нее.

Годы руководства Фирсовым ленинградским телевидением – это время, когда на волне политической оттепели он стремился сохранить культуру Петербурга и поддержать поиски новых представителей искусства и культуры Ленинграда. Создание Европейского Университета – это стремление следовать высшим образцам петербургской научной (академической и университеской) культуры. Книга Выжутовича помогает понять корни этой фирсовской «феноменальности», слегка познакомиться с высоко моральной, преданной делу творческой средой города, в которой Фирсов оказался своим.

Мои историко-биографические исследования, работа над биографиями советских / российских социологов показывают, что жизнь, творчество каждого успешного человека размещается в пространстве небольшого числа системообразующих координат, иногда их непросто найти и дать им название. Применительно к Борису Максимовичу эти координаты я выявил давно. Одна из них - его «разномыслие», стремление найти решение острейших идеологических, гуманистических, нравственных проблем, оставаясь в пространстве общечеловеческих ценностей и вторая – биографичность его социологического творчества, т.е. соотнесенность тематики его социологических поисков с реалиями его собственной жизни.

Движение вдоль первой оси началось очень давно, не позже 1953 года, когда Фирсову было 23-24 года. Наиболее яркая веха его жизни в студенческую пору – яркий, смелый, прорывный спектакль «Весна в ЛЭТИ», задуманный его друзьями еще до смерти Сталина. Сегодня мы бы сказали, что авторитет молодого комсомольского вожака Фирсова обеспечил спектаклю идеологическое прикрытие.

Возможно, я не нашел в книге, а, может быть, в книге этого сюжета нет. Имеется в виду сценарий телеспектакля «Смерть Вазир Мухтара» по одноименному роману Юрия Тынянова о Грибоедове, написанный Фирсовым в 1969 г., сразу после защиты им кандидатской диссертации. Выбор героя был явно не случаен, думаю, уже тогда, размышляя о Грибоедове и о Чацком, Фирсов, еще не видя своего будущего погружения в тематику разномыслия, многое открыл не только в этой теме, но и в себе. Стечение обстоятельств привело к снятию уже поставленного спектакля с блистательными актерами из объявленного показа. Но его и позже не показали, очевидно, в нем разглядели опасное разномыслие. 

Начало движения по второму системообразующему направлению можно датировать много точнее – февраль 1966 года, нашему герою 37 лет, и он поступает в очную социологическую аспирантуру к Ядову. Неожиданное для окружавших, резкое решение. Но никак не спонтанное. Конечно, в узко профессиональном плане Фирсову предстояло освоить многое, но в общегуманистическом отношении он был готов для работы в социологии. Он понимал людей и всегда был честен с ними. Позади было то, что можно назвать опытом «практической социологией» – феерическая карьера в комсомоле и партии, и затем – четыре года во главе Ленинградского телевидения. То время и сейчас называют «Золотой эпохой» Ленинградского телевидения.

Биографичность творчества социологов часто обнаруживается, что естественно, в их первых исследованиях, в выборе тем их кандидатских работ. Фирсов начинал с изучения ленинградской телеаудитории, по материалам которой и защитил диссертацию. Вскоре вышла его небольшая книжка «Телевидение глазами социолога» (1971 г.). Давно это было, но значимость книжки не уменьшилась, напротив, - возросла. Нет той страны, того города, нет того телевидения, жива лишь самая молодая тогда часть ленинградцев, но сохранилась «картина» наших масс-коммуникационных предпочтений и нашего поведения перед голубым экраном. Была книга о «сегодня», а стала – о далеком вчера.

Исследование феномена разномыслия – это точка пересечения двух названных координат, в этом проекте отражается и биографичность творчества Фирсова и его собственное разномыслие. В этой точке – квинтэссенция его долгой созидательности, здесь та самая жизненная и творческая энергия квантового скачка, итогом которого стало два Фирсова. Первый Борис Фирсов - тот, которого мы, его коллеги, друзья знаем, уважаем, ценим и любим. Второй – тот, которого годами будут узнавать и пытаться понять новые поколения читателей книги «Борис Фирсов».

Спасибо Валерию Выжутовичу, я вижу во «Втором» Фирсове много «Первого», его волю, рацио и эмоцио.

А жизнь продолжается. Всего тебе доброго, дорогой друг! 

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ