Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Памяти Будимира Гвидоновича Тукумцева
Памяти Будимира Гвидоновича Тукумцева
09.10.2021 11:59
Публикуем слова памяти коллег, друзей и соратников в адрес Будимира Гвидоновича Тукумцева, безвременно покинувшего нас 6 сентября 2021 года

Только что на Ученом совете вспоминали, что Будимир Гвидонович принимал участие в обсуждении и вот такая печальная весть!
Жизнь у Будимира Гвидоновича была очень насыщенная, плодотворная! Он умел и любил работать, осозновал значимость своего направления — социологии труда и трудовых отношений, вносил свой вклад до последних дней жизни! Будимир Гвидонович всегда будет с нами.
Вечная память!

Ирина Ильинична Елисеева

Мы познакомились с Будимиром Гвидоновичем в 2014 году, когда я пришла в Социологический институт в сектор социологии науки и инновации. Помню, в первый же день меня более всего впечатлила его аристократическая осанка, берет и шарф поверх пальто, почему-то подумалось, что он бы лучше вписался в интерьеры европейских улиц, чем в нашу тогда еще совсем скромную обстановку института. А потом оказалось, что Будимир Гвидонович, при всей кажущейся строгости, — позитивный, милый человек, полный готовности помочь и дать дельный совет. Всегда чем-то занятый, он удивлял своей силой духа и стремлением делать лучше мир вокруг себя. Эта энергия, желание творить и умение вовлекать окружающих в круговорот организуемых им событий, делали Будимира Гвидоновича центром маленькой вселенной увлеченных исследователей, чьи интересы попадали в проблемное поле социологии труда, которой Будимир Гвидонович посвятил многие годы своей жизни. Созданная им сеть исследователей — «коллег по цеху» — усилиями Будимира Гвидоновича преобразовалась в действующую, эффективно работающую научную организацию, чему свидетельством стали проводимые конференции, на которых Будимир Гвидонович всегда выступал с напутственным словом. Последняя встреча состоялась совсем недавно, мы до глубокого вечера обсуждали доклады, и Будимир Гвидонович был с нами весь этот долгий, интересный день.
Потому сегодня таким ошеломляющим стало известие о его смерти. Трудно поверить и еще труднее смириться с тем, что уходят хорошие, добрые люди. Выражаю свои соболезнования родным и близким, пусть земля ему будет пухом.

Сания Исааковна Бояркина

Дорогие друзья и коллеги! Сочувствую всем в связи с кончиной Будимира Гвидоновича. Очень пусто без него, очень горько.

Климова Светлана Гавриловн

Ушел из жизни Будимир Гвидонович Тукумцев, образованный и благородный человек, один из последних «магикан» уходящего поколения старых интеллигентов, никогда не позволявший себе быть высокомерным, бесцеремонным и равнодушным. Всегда подтянут – «в костюме и галстуке», Будимир Гвидонович восхищал окружающих темпераментом, оптимизмом, участием. Возраст — это не о нем. Он вполне оправдывал свое редкое имя, обладая качествами, которые его характеризуют – лидерство, энергию, устремленность.
Всю жизнь исследовал вопросы трудовой тематики, искренне переживал, что реформы в области трудовых отношений пробуксовывают, да, тут еще и Ковид со всеми его издержками. До последнего дня поддерживал активные научные контакты с сотрудниками, соратниками и друзьями, был в курсе проблем в сфере трудовых отношений, участливо откликался на все предложения и вопросы научных исследований, никогда не отказывал в поддержке и совете.
Нам повезло, в сентябре этого года, он принял участие в работе регулярного семинара по теме «Трудовые отношения и занятость в современной России», который прошел в удаленном формате, в рамках его «детища» Центра исследований социально-трудовой сферы СИ ФНИСЦ РАН.
Многие годы Будимиру Гвидоновичу удавалось объединять несколько десятков ученых вокруг трудовой проблематики из разных городов и стран, поддерживать их интерес к нашей общественной организации и участию в начинаниях Центра. Его научный авторитет и опыт всегда были гарантом успеха мероприятий, которые мы проводили. Несмотря на трудности дистанционного режима, в семинаре приняло участие более полусотни ученых из разных городов и стран. С удивлением вспоминаешь, как активно он реагировал на выступления докладчиков и, в первую очередь, молодых ученых. Оставаясь, как всегда в меру критичным, его замечания были конструктивны и очень полезны, а главное очень заинтересованными и по-отечески добрыми. Это особенно важно для начинающих исследователей, к которым он всегда относился с огромным вниманием и заботой.
С ним было радостно и уютно. Хотелось общаться, учиться и советоваться. Если он обещал что-то сделать, можно было не сомневаться – сделает, не подведет. Как человек, проживший огромную насыщенную уникальными событиями жизнь, Будимир Гвидонович был потрясающим рассказчиком. Его воспоминания о родителях, о жизни в разные годы страны, научных перипетиях и сотрудничестве с корифеями социологии вызывали огромный интерес и уважение. А кругозор, увлеченность и отличная память делали это общение незабываем и увлекательным.
Трудно и очень горестно принимать невосполнимую утрату этого близкого и любимого человека. Я благодарна судьбе, что мне довелось работать и общаться с Будимиром Гвидоновичем на протяжении долгих и непростых лет. Выражаю сердечные соболезнования всем его родным и близким. Нам будет всем так не хватать Будимира Гвидоновича. Светлая ему память!

Галина Васильевна Еремичева

Это бесспорно тяжелая утрата для научного сообщества. Все знали Будимира Гвидоновича как ученого,
коллегу, друга, который всегда был готов поддержать других.
Глубокие соболезнования коллегам и родным!

Лариса Григорьевна Титаренко

Не стало Будимира Гвидоновича…. В это трудно поверить, так как общение с ним каждый раз вселяло надежду на то, что он еще долгие годы будет с нами, будет с интересом жить, писать книги, путешествовать, учить детей, внуков, правнуков…

Последний раз мы виделись на конференции по труду в сентябре (по Zoom). Он был как всегда элегантен и бодр. Конференция по труду была его детищем, как и созданный им центр по исследованию социально-трудовой сферы в Социологическом институте. На конференции Будимир Гвидонович выступал с приветственным словом и говорил живо, интересно о родной для него социологии труда .

Будимир Гвидонович всегда интересовался тем, что происходило в институте: какие научные проекты реализуются, кто из сотрудников над ними работает, есть ли в институте молодые ученые и чем они занимаются. Он читал статьи сотрудников института и потом живо их обсуждал, мягко и деликатно спорил. В пандемию он уже не мог приезжать в институт, но продолжал дистанционно принимать самое активное участие в научных мероприятиях, успешно освоив Zoom. Почти до последнего времени читал и анализировал научную литературу, а в 2020 году написал рецензию на большую монографию (в 300 страниц), прочитав ее от корки до корки. Он любил говорить, что сейчас много «читает, пишет и не позволяет себе бездельничать».

В нечастых разговорах последнего времени он часто вспоминал свою любимую Петроградку, родителей, школьные годы и походы в Театр юного зрителя. Его папа был лингвистом, автором первого стандартного учебника по русскому языку для общих школ, а матушка, выпускница Бестужевских курсов, работала в школьной библиотеке. Будимира Гвидоновича родители нарекли редким и сказочным именем, которое, как мне кажется, ему очень подходило. Каждый день он пробуждал мир своими добрыми делами и ежедневно, по его словам, был «чертовски занят». Свои дела он делал не торопясь и основательно. Ко всем вопросам подходил обстоятельно и взвешенно. Даже к такому вопросу, как переписка. Если вдруг не мог ответить по какой-то причине на письмо, то всегда приносил извинение и уточнял при этом, что «не любит писать письма впопыхах…».

В последние годы Будимир Гвидонович систематизировал документы из семейного архива и часто говорил, что делает это для своих детей. Себя считал он счастливым человеком, так как всегда занимался любимыми делами, был окружен заботой близких и родных ему людей. Оптимизм и чувство юмора его не покидали никогда. Был великолепным рассказчиком. О себе он часто говорил, что «в принципе, я оптимист». Будимир Гвидонович прожил яркую, насыщенную жизнь и до последнего не терял веры и надежды в лучшее.

Соболезную всем, кому был близок и дорог Будимир Гвидонович!

Светлая память о светлом человеке!

Наталья Владимировна Колесник

Будимир Гвидонович Тукумцев (01.01.1927-06.10.2021) – кандидат философских наук, доцент, руководитель Центра исследований социально-трудовой сферы Социологического института ФНИСЦ РАН, сопредседатель Исследовательского комитета «Социология труда» РОС, Почетный член РОС, Заслуженный деятель РОС

В 1948 г. Б.Г. Тукумцев окончил Институт автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта.

Затем Б.Г. Тукумцев работал руководителем предприятий и политических организаций в Западной Сибири и Поволжье.

В 1985 г. Б.Г. Тукумцев защитил кандидатскую диссертацию по проблемам мотивации.

Б.Г. Тукумцев был научным руководителем первого в Поволжье Научно-исследовательского института «Социальные технологии», ориентированного на заказные исследования в регионе.

В 1997 г. Б.Г. Тукумцеву было присвоено звание доцента.

В 2005 г. Б.Г. Тукумцев переехал в Санкт-Петербург и начал работать в СИ РАН в качестве старшего научного сотрудника.

С 2013 года Б.Г. Тукумцев являлся научным руководителем Центра исследований социально-трудовой сферы СИ РАН.
Исследовательскими интересами Б.Г. Тукумцева были социология трудовой деятельности и трудовых конфликтов, методология культурального подхода к анализу трудовой деятельности, социологические методы изучения трудовой деятельности и партисипативные методы формирования социального сотрудничества.

Светлая память прекрасному ученому, замечательному педагогу и человеку!

Российское общество социологов

Приносим самые искренние соболезнования родным, близким, ученикам, коллегам и всем тем, кто знал Будимира Гвидоновича. Мы всегда будем помнить Будимира Гвидоновича как светлого человека и профессионала своего дела.

Санкт-Петербургская ассоциация социологов

Глубоко скорбим в связи с невосполнимой утратой – безвременным уходом из жизни Будимира Гвидоновича Тукумцева. Безвременным потому, что уже казалось, что с таким живым, творчески активным, не останавливающемся на достигнутом, да и перешедшем стандартные возрастные рубежи человеком, не может и не должно ничего случиться. Его неординарная биография, основательный задел петербургского интеллигента, стремительный прорыв в социологию уже на пятом десятке лет не может не вызывать восхищения. В этой социологической части своей жизни , начав практически с нуля, он достиг немалых вершин, став одним из ведущих отечественных специалистов в области социологии труда. Его неуемная энергия, постоянный поиск новых путей, стремление выйти за рамки уже достигнутого обеспечили ему авторитет и признание в социологическом сообществе и и среди коллег, которые его окружали. Наука с уходом Будимира Гвидоновича понесла невосполнимую утрату.
Выражаем глубокое соболезнование родным и близким, коллегам, всем , кто знал и высоко ценил уходом Будимира Гвидоновича.

Кафедра Социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Лаборатория социологии Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Пермское отделение Российского общества социологов

Коллектив Башкирского филиала ФНИСЦ РАН выражает самые глубокие соболезнования коллегам, ученикам, друзьям и близким Тукумцева Будимира Гвидоновича в связи с невосполнимой утратой. Будимир Гвидонович восхищал нас и как авторитетный исследователь в сфере труда и социальных отношений с потрясающим практическим опытом, и как личность с глубоким и богатым духовным миром, умеющий ценить простые человеческие отношения. Его улыбка, доброжелательность и оптимизм всегда чувствовались в голосе по телефону, в письмах и в выступлениях. Очень хочется, чтобы такие люди как можно дольше были с нами… Но нам остается благодарить судьбу за знакомство Будимиром Гвидоновичем, беречь добрую и светлую память о нем в наших сердцах и профессиональной деятельности.

Баймурзина Гузель Римовна,
директор Башкирского филиала ФНИСЦ РАН, к.э.н.

Как-то не укладывается в сознании, что нет больше Будимира Гвидоновича. Он прожил и пережил столько, что казалось, он будет жить ещё очень долго, и сто лет для него — не предел. Он при жизни стал живой легендой нашей социологии, проработав в ней 51 год! И работал до последних дней своей жизни. Он был человеком эпохи 60-х годов 20 века, когда наша страна отходила от сталинского кошмара, и бурно развивались все сферы общественной жизни. Именно тогда вновь возродилась и российская социология, и Будимир Гвидонович был у её истоков.
Помню тот день в 2005 году, когда открылась дверь в сектор «Социологии науки и инноваций», и его руководитель Александр Васильевич Тихонов пропустил впереди себя высокого худощавого человека какой-то нездешней, европейской внешности и провозгласил: «Прошу любить и жаловать, наш новый сотрудник – Будимир Гвидонович Тукумцев». И тут я его сразу узнал. До этого момента я дважды встречал его. Первый раз, когда учился на факультете Социологии и социальной психологии Ленинградского Университета марксизма-ленинизма (да, был такой). Собственно говоря, с этого факультета и начался мой путь в социологию. И тот же Александр Васильевич Тихонов, который читал там курс социологии, в один из дней представил слушателям Будимира Гвидоновича как крупнейшего в СССР специалиста в социологии труда. И Будимир Гвидонович прочитал нам интереснейшую лекцию об исследовании трудовых коллективов, в которых он участвовал. Было это в 1979 году. И тогда отложились в памяти и его образ, и удивительная манера чтения лекции, когда он разыгрывал настоящий спектакль, показывая различные типы рабочих и руководителей.
Второй раз я встретился с Будимиром Гвидоновичем, когда уже работал заводским социологом на одном из крупных производственных объединений Ленинграда. Для нас, молодых социологов, действовала «школа заводского социолога», которой руководил Борис Иванович Максимов, возглавлявший тогда социологическую службу «Кировского завода». И на одном из занятий этой школы в 1983 году я снова увидел Будимира Гвидоновича. Тогда главной проблемой для заводских социологов было внедрение бригадных форм труда на предприятиях. И Будимир Гвидонович прочитал нам лекцию об опыте внедрения бригадного подряда на АвтоВАЗе, в котором он участвовал как исследователь и консультант. Эта лекция и те статьи Будимира Гвидоновича, которые я отыскал в Публичной библиотеке, очень помогли мне тогда в работе.
И мне предстояло работать с этим «гуру» заводской социологии в одном секторе!
Теперь я вспоминаю время моей работы вместе с Будимиром Гвидоновичем, как лучшее в моей социологической карьере. Мы вместе осваивали совершенно новую для нас обоих отрасль знания «Социологию инноваций». Особенно мне запомнилась работа по возглавляемому Будимиром Гвидоновичем гранту РГНФ «Формирование инновационной культуры как условия перехода России к инновационному развитию». Это были 2006-2008 годы, годы медведевской «оттепели». Я поражался, с каким энтузиазмом, Будимир Гвидонович работал над этой проблематикой. Он предложил новый подход к изучению инновационной культуры, основывающийся на культуральной социологии Дж. Александера. И это в 80-летнем возрасте! Результатом деятельности Будимира Гвидоновича в социологии инноваций явились 14 публикаций по этой тематике с 2007 по 2014 год. Без сомнения, эти работы войдут в классику социологии инноваций в современной России.
Для меня так и осталось загадкой жизненное и творческое долголетие Будимира Гвидоновича. Очень многие коллеги сходили с «научной дистанции» задолго до того возраста, в котором он продолжал полноценную научную жизнь. У меня есть на этот счёт гипотеза. Будимир Гвидонович был среди нас человеком из «другой России», той, «которую мы потеряли». Будимир Гвидонович много рассказывал мне о своих предках, среди которых были предприниматели, офицеры старой русской армии, учёные. Можно ли встретить сегодня среди нас человека, который знает свою родословную с 15 века?! А Будимир Гвидонович знал своего предка, который в 15 веке приплыл в Латвию из Любека среди немецких переселенцев. В роду у него перемешались столько национальностей, что даже трудно их все перечислить. Я долго думал, откуда в Будимире Гвидоновиче столько аристократизма и интеллигентности. Мне иногда казалось, что он мог бы сниматься в исторических фильмах в роли гвардейских офицеров или высших сановников. Как-то он показал мне свою фотографию в форме железнодорожных войск, ведь по первому своему образованию он был инженером-железнодорожником, а до 1956 года весь инженерный и управляющий состав железных дорог принадлежал к железнодорожным войскам. Так вот, форма эта на нём сидела как «влитая». Вот что значит «порода», сформированная веками отбора всех лучших качеств многих поколений предков, преданно служивших России.
Будимир Гвидонович, кроме научной деятельности, занимался также и историей своего рода. Я знаю, что он написал об этом книгу, а также мемуары о своей жизни. Мне кажется, что биографический фонд нашего института должен обязательно включить эти материалы в свою коллекцию. Сама жизнь Будимира Гвидоновича может быть материалом для исследований не только социологии и истории науки, но и истории России.
Я счастлив, что мне довелось работать совместно с таким выдающимся человеком. Светлая память о нём будет поддерживать меня до конца моих дней.

Александр Сергеевич Мищенко

Источник - сайт Социологического института РАН - филиала ФНИСЦ РАН

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ