Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов
Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов
24.02.2013 17:05

"Так называется книга, вышедшая в 2013 году, однако являющаяся аутентичным воспроизведением двух коллективных монографий, впервые изданных ротапринтом в 1979 («Молодежь и театр») и 1981 году («Зритель в театре»). Авторами этих раритетных теперь трудов группы «Социология и театр» при ЛО ВТО являются: А. Алексеев, О. Божков, В. Владимиров, В. Дмитриевский, Б. Докторов, Л. Кесельман. 

Замечательно, что едва успев появиться на полках книжных магазинов, эта книга (ее полный текст) уже доступна в интернете: http://sias.ru/upload/iblock/c72/teatr.pdf . Правда, электронная версия запаролена: ее можно скачать целиком в формате pdf, но нельзя скопировать в ворд отдельный фрагмент. Что составляет определенное неудобство – как для плагиаторов, так и для порядочных людей".

Андрей Алексеев. 23.02.2013.

Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов // Отв. ред. В.Н. Дмитриевский. – М. : Государственный институт искусствознания, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 400 с. – (Социология и экономика искусства: научное наследие).

Тираж – 800 экз.

Аннотация

Предлагаемая читателю книга «Театр и публика» (Опыт социологического исследо­вания 1960–70-х годов) состоит из двух частей – «Театр и молодежь» и «Зритель в театре». Обе работы выполнены сотрудниками научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества и опубли­кованы под грифом ВТО и ВНИИ искусствознания в виде малотиражных ротапринтных сборников, соответственно, в 1979 и в 1981 гг. В исследованиях группы «Социология и те­атр» принципиально обоснованы и развиты содержательные теоретико-методологические подходы – как в изучении социального функционирования театра, формирования и экс­плуатации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотиваций и стимулов поведения зрительской аудитории. Работы ленинградских социологов стали важным этапом изуче­ния социального бытования театра в контексте функционирования отечественной худо­жественной культуры, их научная и практическая значимость остается весьма актуальной как для теоретиков и историков культуры, так и для специалистов, занятых конкретными социологическими исследованиями современного художественного процесса.

Оглавление

От редакции – 8

Введение – 12

Н.А. Хренов. Социологические исследования театра в контексте становления социологического и культурологического знания – 12

1. «Третья волна» в социологии искусства как выражение настроений эпохи «оттепели» – 12

2. «Третья волна» в социологии искусства под углом зрения становления прикладной культурологии – 15

3. Социологические исследования театра: научная группа «Социология и театр» в контексте «третьей волны» в социологии искусства – 20

4. Фундаментальная культурология и прикладная культурология периода «застоя»: представляют ли они одну научную парадигму?– 28

5. Функционализм в его отношениях с государством и культурой. Явные и латентные функции культуры в Советском Союзе – 32

6. Новые функции культуры в российской цивилизации на рубеже ХХ–ХХI вв. – 37

Часть первая

ТЕАТР И МОЛОДЕЖЬ

Опыт социологического исследования

От авторов – 42

Введение – 44

Глава 1. Молодежь как театральная аудитория – 55

Глава 2. Структура театральной афиши и эксплуатация репертуара – 63

Глава 3. Театральные предпочтения различных социальных групп молодежной аудитории – 82

Глава 4. Ленинградские театры и молодежь: картина взаимодействия – 102

Глава 5. Некоторые проблемы построения типологии явлений театральной жизни – 138

5.1. Типология театральных спектаклей – 138

5.2. Типология форм поведения молодежи в сфере досуга – 151

Приложение 1. Методика социологического опроса – 169

Приложение 2. Экспертная анкета «Взгляните на театральную афишу» – 201

Приложение 3. Сводные данные по формированию и эксплуатации репертуара ленинградских драматических театров в 1973 г. – 205

Приложение 4. Список основных работ по социологическому и социально-психологическому изучению театра (1965–1978 гг.) – 214

Часть вторая

ЗРИТЕЛЬ В ТЕАТРЕ

Социологические исследования театральной жизни

Предисловие – 224

Раздел I

Методологические и методические аспекты изучения проблемы: театр и зритель

Глава 1. Театр в современных социокультурных условиях – 226

1.1. Специфика театра и проблема общения – 226

1.2. Театр, кино, телевидение и зритель – 232

1.3. Театр и зритель: формы взаимодействия – 239

Глава 2. Театральная жизнь как объект социологического исследования – 249

2.1. Состояние проблемы – 249

2.2. Методические аспекты социолого-театроведческого исследования – 255

2.3. Специфика обследования театральной аудитории – 270

Раздел II

Театральная аудитория: ее структура, характеристика поведения в сфере культуры, факторы формирования

Глава 1. Аудитория театра – 283

1.1. Определение основных понятий – 283

1.2. Построение модели реальной аудитории – 286

1.3. Некоторые характеристики повседневной аудитории – 292

Глава 2. Поведение зрителей драматических театров в сфере культуры – 301

2.1. Обзор эмпирических данных – 302

2.2. Факторы, обусловливающие активность в сфере культуры – 313

2.3. Факторы, обусловливающие дифференциацию в сфере культуры – 315

Глава 3. Факторы формирования зрительских аудиторий – 318

3.1. Единство в разнообразии – 318

3.2. Социальные и театральные факторы формирования зрительской аудитории – 323

3.3. Специфика театра и спектакля как конкурирующие факторы – 327

3.4. О дифференциации зрительских аудиторий – 336

Глава 4. Ленинградский театр на ленинградском телевидении – 341

4.1. Телевизионно-театральная статистика свидетельствует – 342

4.2. Театральная афиша телевидения – 345

4.3. Место театрального спектакля в сетке телевещания – 347

Раздел III

Прогнозирование театральной жизни

Глава 1. Некоторые методологические вопросы прогнозирования театральной жизни – 351

1.1. Определение прогнозируемых признаков театральной жизни – 351

1.2. Определение временного интервала прогнозирования –353

1.3. Неопределенность в прогнозировании – 355

1.4. Уровень надежности прогноза – 357

1.5. Надежность эмпирических данных – 359

1.6. Обобщенные индикаторы и прогнозирование – 361

Заключение – 365

Приложение 1. Анкета «Вы пришли в театр...» – 369

Приложение 2. Распределение ответов на вопросы анкеты «Вы пришли в театр…» – 379

**

Об исследовательской группе «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества см.: Божков О.Б. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2008, № 6.

«...Группа «Социология и театр» (1970 - 80-е гг.) просуществовала более 15 лет и являла собой неординарное для того времени образование. По сути дела это была компания друзей-единомышленников, представителей разных научных дисциплин, которые, можно сказать, в свое удовольствие занималисьисследовательской самодеятельностью. Но, по

стечению обстоятельств, эта «творческая артель» обрела институциональную, как теперь сказали бы, «крышу» в лице Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО).

За 15 лет группа провела ряд исследований театральной жизни Ленинграда. Тематика работы группы весьма разнообразна: это и изучение театральной аудитории (как реальной, так и потенциальной), и социолого-театроведческая экспертиза репертуара, и социологический анализ процессов внутритеатральной жизни, включая социальное самочувствие театральных деятелей. (Речь во всех случаях идет только драматических театрах).

Из статьи О. Божкова «15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда» (Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008, № 6)

Источник информации: Cogita.ru

 

 

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ