Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Семинар «Телесные практики конструирования, переопределения и презентации женственности» в рамках "Научной среды"
Семинар «Телесные практики конструирования, переопределения и презентации женственности» в рамках "Научной среды"
27.02.2015 19:43

4 марта 2015 года, в среду, в 19.00 весенний сезон открытого междисциплинарного семинара для молодых ученых «Научная среда», организованного Советом молодых ученых факультета социологии СПбГУ и Центром изучения Германии и Европы, откроет встреча «Телесные практики конструирования, переопределения и презентации женственности». Будут представлены доклады Яны Крупец (ЦМИ НИУ ВШЭ) и Надежды Нартовой (ЦМИ НИУ ВШЭ) «”Возраст в работе”: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами в современной России» и Эльвиры Ариф (ЦМИ НИУ ВШЭ) «Безопасность девушек в городе: анализ нормализации самозащиты в девичьей драке».

Семинар проходит на факультете социологии СПбГУ по адресу: ул. Смольного 1/3, 9 подъезд, ауд. 229. 

Яна Крупец, Надежда Нартова (ЦМИ НИУ ВШЭ СПб)

«Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами в современной России

Теоретическое и эмпирическое осмысление «возраста» в социологических дебатах фокусируется преимущественно на полюсах континуума: зрелости/старости и детстве/юношестве как обособленных культурных и социальных мирах, которым присущи свои логики проживания. Между тем, хронологическая молодость практически ускользает из поля зрения исследователей, поскольку, согласно доминирующим культурным кодам, представители данной возрастной категории соответствуют образу, сложившемуся в результате распространения «культа молодости», и не испытывают сложностей с телесной легитимностью.

Однако эмпирические наблюдения в России показывают, что антивозрастная индустрия постепенно начинает ориентироваться на все более ранние возраста, предлагая как «лечение», так и профилактику «старения» для еще «хронологически» молодых женщин. В тоже время заметен тренд смещения «взрослых» практик работы с телом и над телом (коррекция бровей, окраска волос, использование макияжа, ношение каблуков и т.д.) в более ранние хронологические периоды жизни – в юность/девичество. Практики продления молодости тела и стремления к визуальной зрелости и обладанию «взрослым хабитусом» становятся хронологически близкими и «соседствуют» в одном жизненном пространстве.

Таким образом, хронологическая молодость является пространством проблематизации «биологического» возраста и предписанных ему коннотаций. Девочки-подростки и молодые женщины вовлекаются в процесс «работы» над возрастом, определяя желаемые для себя возрастные идентификации, инвестируя в тело/телесность для оптимального соответствия социокультурным нормам и ожидая соответствующих социальных эффектов.

В рамках доклада будет рассмотрено конструирование возраста среди «хронологически молодых» девушек и женщин. На основании 40 качественных интервью с девушками и женщинами в возрасте 15-35 лет, проживающими в Санкт-Петербурге, нами осуществляется анализ «хронологической молодости» как пространства конституирования, определения и переопределения возраста, а также его телесного воплощения и репрезентаций в современной российской культуре.

 

Эльвира Ариф (ЦМИ НИУ ВШЭ)

Безопасность девушек в городе: анализ нормализации самозащиты в девичьей драке

Россия входит в число стран, где женщины чувствуют себя в меньшей безопасности, чем мужчины. Данную ситуацию усугубляет то, что проблема физического насилия в отношении женщин и девушек не входит в число приоритетов социальной политики государства. В свою очередь, проблема безопасности девушек в городском пространстве актуализирует для них тему самозащиты. Угроза при этом может исходить как от мужчин, юношей, так и от других девушек. Частью этой проблемы являются девичьи драки. Важным аспектом изучения последних становится роль, которую приписывает себе девушка: нападающей, защищающейся, жертвы. Доклад фокусируется на самозащите девушек, которые отвечают на нападение в девичьей драке, то есть защищаются. В центре внимания здесь оказывается противоречие между социальной маргинализацией участия девушек в драке и нормализацией этого опыта самими девушками.

Нормализация девушками своего опыта участия в девичьей драке рассматривается на примере применения физической силы как телесного ресурса. Нарративы девушек анализируются через концепцию образа тела. Нарративы девушек анализируются через концепцию образа тела. По результатам исследования автор приходит к выводу, что опыт девушек не вступает в противоречие с их феминностью, но одновременно не соответствует и общепринятому стереотипному представлению о девушках как носителях беззащитных тел. Воспроизводство данного стереотипа, в свою очередь, способствует тому, что позиция девушек в городском пространстве остается уязвимой, а проблема безопасности – личной.

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ