Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Наталья Лейбина об Игоре Коне
Наталья Лейбина об Игоре Коне
18.01.2016 17:52

С Натальей Лейбиной я познакомился 1 мая 2011 года на поминках И.С. Кона. Она сидела напротив нас с Владимиром Александровичем Ядовым и рассказала, что завершает художественное образование портретом Игоря Семеновича. Мы договорились, что после завершения рисунка и живописного портрета она пришлет мне их фотографии и кратко расскажет о работе. А я постараюсь все это опубликовать в «Телескопе». Так оно все и оказалось.
Приведу написанный ею текст полностью.

Борис Докторов

Как создавался портрет И. С. Кона
Портрет И. С. Кона волею судьбы получился мемориальным. Подготовительная работа шла целый год, а когда я вышла на этап разработки окончательного эскиза, мой портретируемый, увы, заболел и очень быстро скончался. Его уход был неожиданным для всех. Завершать портрет пришлось без его участия, по сделанным до этого зарисовкам и фотографиям. Реконструкция – дело трудное, но, мне кажется, благодарное. Я не могла не закончить этой работы, не просто потому что она была дипломная, а потому, что после его кончины я ощутила еще большую ответственность за начатое.
Идея сделать портрет ученого родилась у меня задолго до шестого курса обучения на факультете живописи. И. С. Кон как модель был мне близок эстетически и человечески. Поэтому, работая над этой картиной, я не ощущала никакого психологического «сопротивления материала», которое часто бывает у портретистов. Напротив, я знала Игоря Семеновича только с положительной стороны, и мне хотелось доступными средствами показать: вот, смотрите, что примечательно в этом человеке.
С одной стороны, портрет Игоря Семеновича – типизация образа ученого, увлеченного своим делом, но с другой, я постаралась отразить ту индивидуальную черту, которая мне в нем очень импонировала: отдавая себя всего науке, он оставался добрейшим человеком, внимательным к окружающим. В этой работе мне хотелось передать самый простой рабочий момент: вот он, погруженный в свои размышления, встал из-за стола, взял с полки книгу, начал листать ее в поисках нужной информации, задумался.
Когда спросила самого Кона, как он хотел бы быть изображен, он ответил, что считает неправильным говорить художнику, что и как надо рисовать. При этом, когда зашла речь о выборе костюма, Игорь Семенович очень серьезно отнесся к этому вопросу: показал мне на выбор несколько рубашек, простых и более парадных. Всегда идеально брился перед нашими сеансами. Позировал он очень терпеливо, выполнял все мои просьбы. По всему было видно, что он с уважением относится к тому, что происходило.
Во время этих встреч мы с Коном много разговаривали на самые различные темы: о его книгах, об искусстве, о воспитании детей, о России и о загранице. Каждый раз он поражал меня широтой своих знаний и неординарностью мышления. Я бесконечно благодарна судьбе за знакомство с этим человеком, за возможность общения с ним в роли художника - за увлекательный творческий процесс, который обогатил меня не только профессионально, но и душевно.

 

Фотография Натальи Лейбиной, ее портрет И.С. Кона и дружеский шарж на него.

 

 

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ