Новый сайт Ассоциации был создан благодаря поддержке Владимира Александровича ЯДОВА. Как и всегда –
Vivat, Ядов!
Главная | НОВОСТИ | Научная среда - 21 декабря 2016!
Научная среда - 21 декабря 2016!
16.12.2016 09:28

21 декабря 2016 года, в среду, в 19.00 осенний сезон открытого междисциплинарного семинара для молодых ученых «Научная среда», организованного Советом молодых ученых факультета социологии СПбГУ и Центром изучения Германии и Европы, завершит встреча «Этническая стереотипизация и социальное исключение в школе». 

Семинар проходит на факультете социологии СПбГУ по адресу: ул. Смольного 1/3, 9 подъезд, ауд. 229.

Необходима предварительная регистрация.

Алиса Алиева и Раиса Акифьева (НИУ ВШЭ СПб) представят доклад «Влияние этничности школьников на ожидания и стереотипы учителей», в котором зададутся вопросом о том, влияет ли этническая принадлежность учащихся школ на их восприятие учителями, а если да, насколько представления преподавателей (негативно) стереотипизированы. Опираясь на результаты экспериментального эмпирического исследования, в котором учителям предлагалось оценить личные дела школьников, в том числе сфабрикованные так, что в них содержалась идентичная информация об академических успехах, но разная информация об этническом происхождении и мигрантском статусе учеников, а также другие качественные данные, они покажут, что представления учителей могут быть амбивалентными. С одной стороны, учителя не обнаруживают значимых различий в стереотипном восприятии школьников-мигрантов и местных школьников. С другой стороны – рассуждая об успеваемости детей, их сильных и слабых сторонах, они часто обращаются к категориям этничности. 

 

Подробнее с результатами исследования можно познакомиться в публикации Алисы Алиевой и Раисы Акифьевой

Ксения Тенишева (НИУ ВШЭ СПб) выступит с докладом «Депривация и образовательная адаптивность учеников-мигрантов в российских школах», в котором расскажет о влиянии экономического и социального контекста на образовательные успехи и стратегии школьников. Опираясь на материалы формализованного опроса, охватившего около 4000 старшеклассников, она продемонстрирует, что благодаря эффекту оптимизма школьники-мигранты нередко демонстрируют большие академические успехи, чем их ровесники из числа местных жителей. Более того, выраженная мотивация помогает им преодолеть барьеры, определяемые более низким социально-экономическим статусом их семей. Таким образом, зачастую иноэтничный статус не столько влияет на успехи учащихся, сколько повышает их притязания в академической сфере.

В ходе общей дискуссии мы предлагаем обсудить, как в современной России формируется и воспроизводится система образовательных неравенств, и поднимем вопрос о том, действительно ли сегодня мы становимся свидетелями растущей дифференциации образовательной системы, когда некоторые социальные и культурные группы, в частности мигранты, теряют доступ к высококачественным образовательным услугам или подвергаются социальному исключению в образовательных контекстах.

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИОЛОГОВ